Драма на охоте — Чехов Антон Павлович — Страница 1


Драма на охоте

Драма на охоте

Мои школьные «больничные» ассоциируются у меня с Чеховым. Это были настоящие каникулы — лежишь себе, как принцесса, все вокруг носятся над тобой, вкусняшки всякие приносят, а ты целый день балдеешь, пьёшь чай с малиновым вареньем и читаешь рассказы или пьесы Чехова. Один день в пятом классе помню как особый праздник, тогда мама пришла с работы пораньше, купив для моей Барби разные аксессуары и спортивную сумочку. В те времена я прочитала практически все 12 томов Чехова (даже за те, что с письмами бралась) и прожила с ним столько жизней, что сейчас я бы сказала, что мои чувства к его творчеству — это даже не любовь, а нечто большее для меня, нечто такое же естественное и само собой разумеющееся, как, например, дышать; нечто родное, что стало неотделимой частью меня.

Повесть «Драма на охоте», которую, кстати, иногда, называют романом, Чехов написал в 24 года. Печаталась она частями в 1884-1885 году под псевдонимом А. Чехонте. В некоторых номерах подпись была Антоша Чехонте или просто Чехонте.

По сюжету бывший судебный следователь Камышев/Зиновьев и его приятель — граф Карнеев знакомятся во время одной из прогулок с юной дочерью лесничего Оленькой, чудесным невинным созданием. Помню сцену, как она забежала в свой домик, не зная, что в нем решили укрыться от надвигающейся непогоды Зиновьев и Карнеев. Оленька ворвалась в комнату, напевая «Люб-лю гро-зу в на-ча-ле мая», и смутилась, увидев незваных гостей. И это стихотворение Тютчева навсегда сохранилось в моей памяти связанным с «Драмой на охоте». Конечно же, оба — и Зиновьев, и Карнеев воспылали страстью к этому прелестному ангелочку, которая вдруг собралась замуж за стареющего вдовца с детьми, работающего управляющим у графа, потому что тот «обещал одевать ее в шелковые платья». А вскоре выясняется, что Оленька — вовсе не невинное дитя, лесная нимфа в милом красном платье, «ангел во плоти», «красный цветок зеленого леса», как назвал ее Зиновьев, а расчетливая, бессердечная, продажная женщина.

Кадр из фильма «Моя ласковый и нежный зверь», снятого по повести «Драма на охоте».

Повесть написана в непривычном для Чехова детективном жанре, который сам писатель не особо жаловал, и, наверное, поэтому у некоторых критиков возникло предположение, что «Драма на охоте» — пародия на распространенные в то время уголовные романы. А по мнению английского критика и литературоведа Джулиана Симонса, она является не просто блестящим образцом детективного жанра, но и новаторским произведением, так как повествование ведется от лица преступника. В «Драме на охоте» это даже двойное изложение от первого лица — в прологе и эпилоге от лица редактора и остальная основная часть повести от лица убийцы. Интересно, что Агата Кристи применила этот же прием с повествованием от лица преступника в романе «Убийство Роджера Экройда» в 1926 году, то есть гораздо позже Чехова, ведь перевод чеховской повести уже был опубликован и мог быть известен Кристи, как отмечает Симонс.

Когда в последний раз перечитывала повесть, мое внимание привлекла фраза Зиновьева «Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты», когда он занимался осмотром Оленькиной библиотеки в день знакомства, но из того, что нашел на этажерке, не смог сделать вывод о ее умственном уровне и «образовательном цензе». В этот момент я подумала «Интересно, к какому умозаключению придут, если глянут на мою библиотеку?»))

По «Драме на охоте» снято целых пять экранизаций. Я бы хотела выделить только одну — «Мой ласковый и нежный зверь» 1978 года.

Молодой Олег Янковский, сыгравший Камышева (Зиновьева), ну очень хорош собой)), а от юной трогательной Галины Беляевой глаз не оторвать. Ей было всего 16, она училась в Воронежском хореографическом училище, и это была её первая роль в кино. Исполнительницу главной роли искали очень долго. По всей стране. Лотяну дал задание своим помощникам: его Оленька внешне должна была напоминать Татьяну Самойлову, Одри Хепберн, Людмилу Савельеву и иметь свою собственную харизму. Интересно, что поначалу юная балерина не произвела впечатления на режиссера.

В этом фильме Галина Беляева напоминает мне временами молоденькую Кристи Тарлингтон и Натали Дормер (Анна Болейн из сериала «Тюдоры» и Ирен Адлер — Мориарти в «Элементарно»).

Кристи Тарлингтон

Галина Беляева в фильме «Мой ласковый и нежный зверь»

Натали Дормер в сериале «Тюдоры».

Фильм принес ей известность и популярность. Юную трогательную Галю даже окрестили новой Одри Хепберн. Кстати, после съемок фильма Галина, как только ей исполнилось 18, вышла замуж за режиссера Эмиля Лотяну, которому на тот момент было 43.

В 1978 году «Мой ласковый и нежный зверь» стал одним из лидеров проката — его посмотрели 26 млн зрителей. Он номинировался на Государственную премию СССР в 1979 году и участвовал в конкурсной программе Каннского кинофестиваля.

Кстати, вальс, который был написан композитором Евгением Догой специально для фильма, до сих пор пользуется огромной популярностью и живет своей отдельной жизнью. Он звучит на свадьбах, в музыкальных постановках, играл на открытии Олимпиад 1980 года в Москве и 2014 года в Сочи, его признали самым известным киновальсом в мире, а тогдашний президент США Рональд Рейган назвал это музыкальное произведение «вальсом века».

Интересно, что мысль вставить вальс в фильм пришла в голову Эмилю Лотяну, когда он узнал о хореографическом образовании Галочки. Для создания свадебного вальса и тревожной фоновой музыки режиссер позвал своего давнего друга и земляка, с которым ранее плодотворно сотрудничал в нескольких картинах, в том числе «Табор уходит в небо». Романтический вальс из мелодрамы композитор написал в подмосковной усадьбе Валуево, импровизируя на фортепиано, за одну летнюю ночь. Услышавшая и станцевавшая его первой Галина Беляева, как и все на съёмочной площадке, подумала, что это звучит ранее неизвестная классика из далёкого прошлого, и была ошеломлена, узнав, что произведение оригинальное, только что сочинённое.

Пара интересных фактов о фильме:

Поначалу фильм решено было назвать «Клетка». Именно под этим названием он и проходил все первоначальные утверждения на «Мосфильме». И только позже появился вариант, который остался в истории, — «Мой ласковый и нежный зверь».

Галина Беляева получала целых 25 рублей за смену. Для дебютантки это была очень высокая такса. Но все-таки начинающая актриса сама исполняла все трюки и даже не самые простые проезды на лошади делала самостоятельно.

А напоследок моя Белка в образе чеховской героини с книжкой на коленях)) У меня тогда было вдохновение, и я сшила ей это платье и сделала библиотеку.

Драма на охоте — Чехов Антон Павлович — Страница 1

Антон Павлович Чехов

Драма на охоте

(Истинное происшествие)

В один из апрельских полудней 1880 года в мой кабинет вошел сторож Андрей и таинственно доложил мне, что в редакцию явился какой-то господин и убедительно просит свидания с редактором.

— Должно быть, чиновник-с, — добавил Андрей, — с кокардой…

— Попроси его прийти в другое время, — сказал я. — Сегодня я занят. Скажи, что редактор принимает только по субботам.

— Он и третьего дня приходил, вас спрашивал. Говорит, что дело большое. Просит и чуть не плачет. В субботу, говорит, ему несвободно… Прикажете принять?

Я вздохнул, положил перо и принялся ждать господина с кокардой. Начинающие писатели и вообще люди, не посвященные в редакционные тайны, приходящие при слове «редакция» в священный трепет, заставляют ждать себя немалое время. Они, после редакторского «проси», долго кашляют, долго сморкаются, медленно отворяют дверь, еще медленнее входят и этим отнимают немало времени. Господин же с кокардой не заставил ждать себя. Не успела за Андреем затвориться дверь, как я увидел в своем кабинете высокого широкоплечего мужчину, державшего в одной руке бумажный сверток, а в другой — фуражку с кокардой.

Человек, так добивавшийся свидания со мной, играет в моей повести очень видную роль, Необходимо описать его наружность.

Он, как я уже сказал, высок, широкоплеч и плотен, как хорошая рабочая лошадь. Всё его тело дышит здоровьем и силой. Лицо розовое, руки велики, грудь широкая, мускулистая, волосы густы, как у здорового мальчика. Ему под сорок. Одет он со вкусом и по последней моде в новенький, недавно сшитый триковый костюм. На груди большая золотая цепь с брелоками, на мизинце мелькает крошечными яркими звездочками бриллиантовый перстень. Но, что главнее всего и что так немаловажно для всякого мало-мальски порядочного героя романа или повести, — он чрезвычайно красив. Я не женщина и не художник. Мало я смыслю в мужской красоте, но господин с кокардой своею наружностью произвел на меня впечатление. Его большое мускулистое лицо осталось навсегда в моей памяти. На этом лице вы увидите настоящий греческий нос с горбинкой, тонкие губы и хорошие голубые глаза, в которых светятся доброта и еще что-то, чему трудно подобрать подходящее название. Это «что-то» можно подметить в глазах маленьких животных, когда они тоскуют или когда им больно. Что-то умоляющее, детское, безропотно терпящее… У хитрых и очень умных людей не бывает таких глаз.

От всего лица так и веет простотой, широкой, простецкой натурой, правдой… Если не ложь, что лицо есть зеркало души, то в первый день свидания с господином с кокардой я мог бы дать честное слово, что он не умеет лгать. Я мог бы даже держать пари.

Проиграл бы я пари или нет — читатель увидит далее.

Каштановые волосы и борода густы и мягки, как шёлк. Говорят, что мягкие волосы служат признаком мягкой, нежной, «шёлковой» души… Преступники и злые, упрямые характеры имеют, в большинстве случаев, жесткие волосы. Правда это или нет — читатель опять-таки увидит далее… Ни выражение лица, ни борода — ничто так не мягко и не нежно в господине с кокардой, как движения его большого, тяжелого тела. В этих движениях сквозят воспитанность, легкость, грация и даже — простите за выражение — некоторая женственность. Не много нужно усилий моему герою, чтобы согнуть подкову или сплющить в кулаке коробку из-под сардинок, а между тем ни одно его движение не выдает в нем физически сильного. За дверную ручку или за шляпу он берется, как за бабочку: нежно, осторожно, слегка касаясь пальцами. Шаги его бесшумны, рукопожатия слабы. Глядя на него, забываешь, что он могуч, как Голиаф, что одной рукой может поднять он то, чего не поднять пяти редакционным Андреям. Глядя на его легкие движения, не верится, что он силен и тяжел. Спенсер мог бы назвать его образцом грации.

Войдя ко мне в кабинет, он сконфузился. Его нежную, чуткую натуру, вероятно, шокировал мой нахмуренный, недовольный вид.

— Извините, ради бога! — начал он мягким, сочным баритоном. — Я врываюсь к вам не в урочное время и заставляю вас делать для меня исключение. Вы так заняты! Но видите ли, в чем дело, г. редактор: я завтра уезжаю в Одессу по одному очень важному делу… Имей я возможность отложить эту поездку до субботы, то, верьте, я не просил бы вас делать для меня исключение. Я преклоняюсь перед правилами, потому что люблю порядок…

«Как, однако, он много говорит!» — подумал я, протягивая руку к перу и тем давая знать, что мне некогда. (Уж больно надоели мне тогда посетители!)

— Я отниму у вас одну только минуту! — продолжал мой герой извиняющимся голосом. — Но прежде всего позвольте представиться… Кандидат прав Иван Петрович Камышев, бывший судебный следователь… К пишущим людям не имею чести принадлежать, но, тем не менее, явился к вам с чисто писательскими целями. Перед вами стоит желающий попасть в начинающие, несмотря на свои под сорок. Но лучше поздно, чем никогда.

— Очень рад… Чем могу быть полезен?

Желающий попасть в начинающие сел и продолжал, глядя на пол своими умоляющими глазами:

— Я притащил к вам маленькую повесть, которую мне хотелось бы напечатать в вашей газете. Я вам откровенно скажу, г. редактор: написал я свою повесть не для авторской славы и не для звуков сладких… Для этих хороших вещей я уже постарел. Вступаю же на путь авторский просто из меркантильных побуждений… Заработать хочется… Я теперь решительно никаких не имею занятий. Был, знаете ли, судебным следователем в С — м уезде, прослужил пять с лишком лет, но ни капитала не нажил, ни невинности не сохранил…

Камышев вскинул на меня своими добрыми глазами и тихо засмеялся.

— Надоедная служба… Служил-служил, махнул рукой и бросил. Занятий у меня теперь нет, есть почти нечего… И если вы, минуя достоинства, напечатаете мою повесть, то сделаете мне больше, чем одолжение… Вы поможете мне… Газета не богадельня, не странно-приимный дом… Я это знаю, но… уж вы будьте так добры…

«Лжешь»! — подумал я.

Брелоки и перстень на мизинце плохо вязались с письмом ради куска хлеба, да и по лицу Камышева пробежала чуть заметная, уловимая опытным глазом тучка, которую можно видеть на лицах только редко лгущих людей.

— Какой сюжет вашей повести? — спросил я,

— Сюжет… Как бы вам сказать? Сюжет не новый… Любовь, убийство… Да вы прочтете, увидите… «Из записок судебного следователя»…

Я, вероятно, поморщился, потому что Камышев сконфуженно замигал глазами, встрепенулся и проговорил быстро:

— Повесть моя написана по шаблону бывших судебных следователей, но… в ней вы найдете быль, правду… Всё, что в ней изображено, всё от крышки до крышки происходило на моих глазах… Я был и очевидцем и даже действующим лицом.

— Дело не в правде… Не нужно непременно видеть, чтоб описать… Это не важно. Дело в том, что наша бедная публика давно уже набила оскомину на Габорио ц Шкляревском. Ей надоели все эти таинственные убийства, хитросплетения сыщиков и необыкновенная находчивость допрашивающих следователей. Публика, конечно, разная бывает, но я говорю о той публике, которая читает мою газету. Как называется ваша повесть?

— «Драма на охоте».

— Гм… Несерьезно, знаете ли… Да и, откровенно говоря, у меня накопилась такая масса материала, что решительно нет возможности принимать новые вещи, даже при несомненных их достоинствах…

— А уж мою-то вещь примите, пожалуйста… Вы говорите, что несерьезно, но… трудно ведь назвать вещь, не видавши ее… И неужели вы не можете допустить, что и судебные следователи могут писать серьезно?

Всё это проговорил Камышев заикаясь, вертя между пальцами карандаш и глядя себе ноги. Кончил он тем, что сильно сконфузился и замигал глазами. Мне стало жаль его.

— Хорошо, оставьте, — сказал я. — Только не обещаю вам, что ваша повесть будет прочтена в скором времени. Вам придется подождать…

— Долго?

— Не знаю… Зайдите месяца… этак через два, через три…

На охоте. А. П. Чехов

На главную

Все авторы

Главная → А. П. Чехов → На охоте

Собачья выставка с ее борзыми и гончими напомнила мне один маленький эпизод, имевший большое влияние на мою жизнь.

В одно прекрасное утро я получил от дяди, помещика Екатеринославской губернии, письмо. Между прочим он писал:

«Если не приедешь ко мне на будущей неделе, то и племянником считать тебя не буду, отца твоего из поминальной книжки вычеркну… Поохотимся, — приезжай!»…

Надо было поехать.

Дядя встретил меня с распростертыми объятиями и, как это водится даже у самых гостеприимных охотников, не дав мне оправиться после долгой дороги и отдохнуть, повел меня на псарню показывать мне своих лошадей и собак. Собаки, по моему мнению, бывают большие, маленькие и средние, белые, черные и серые, злые и смирные; дядя же различал между ними крапчатых, темно-багряных, сохастовых, лещеватых, черно-пегих, черных в подпалинах, брудастых — совсем собачий язык, и мне кажется, что если бы собаки умели говорить, то говорили бы именно на таком языке. Дядя показывал, целовал собак в морды и всё требовал, чтобы я щупал собачьи морды, трогал лапы.

На другой день утром меня нарядили в полушубок и валенки и повезли на охоту.

Я вспоминаю теперь большой ольховый лес, седой от инея. Тишина в нем царит гробовая. От леса до горизонта тянется белое поле… И конца не видно этому полю. В лесу и по полю скачут на конях полушубки… У всех лица озабоченные, напряженные, словно всем этим полушубкам предстоит открыть что-то новое, необыкновенное… Дядя мой, красный как рак, скачет от одного полушубка к другому, отдает приказания, сыплет ругательства… Слышны трубные звуки… Эту картину вспоминаю я теперь. Помню также, как подъехал ко мне дядя и повел меня на окраину леса.

— Стой тут… Как зверь побежит на тебя из лесу, так и стреляй!

— Но ведь я, дядюшка, и ружья-то держать путем не умею!

— Пустяки… Приучайся… Ну, смотри же!.. Чуть только зверь — пли!!.

Сказавши это, дядя отъехал от меня, и я остался один. Полушубки поскакали в лес. Долго я ждал зверя. Ждал я, а сам в это время думал о Москве, мечтал, дремал…

«А что если я убью зверя? — воображал я. — Убью я, а не они! То-то потеха будет!»

После долгого ожидания послышался наконец сдержанный собачий лай… По лесу понеслось ауканье… Я взвел курок и насторожил зрение и слух… У меня забилось сердце, и проснулся во мне инстинкт хищника-охотника. Затрещали недалеко от меня кусты, и я увидел зверя… Зверь, какой-то странный, на длинных ногах и с колючей мордой, несся прямо на меня… Я нажал пальцем, загремел выстрел, и всё было кончено. Ура! Мой зверь подпрыгнул, упал и закорчился.

— Сюда! Ко мне! — закричал я. — Дядюшка!

Я указал на умирающего зверя. Дядя поглядел на него и схватил себя за голову.

— Это мой Скачок! — закричал он. — Моя собака!.. Моя горячо любимая собака!..

И, прыгнув с лошади, он припал к своему Скачку. А я поскорее в сани — и был таков.

Непреднамеренное убийство Скачка навсегда рассорило меня с дядей. Он перестал мне высылать содержание. Умирая же, три года тому назад, он приказал передать мне, что он и после смерти не простит мне убийства его любимой собаки. И имение свое он завещал не мне, а какой-то даме, своей бывшей любовнице.

Далее →

Благодарим за прочтение произведения Антона Павловича Чехова «На охоте»!

Читать все произведения Антона Чехова На главную страницу (полный список произведений)

© «Онлайн-Читать.РФ» Обратная связь

Чехов. Краткие содержания произведений

  • Анна на шее
  • Аптекарша
  • Беглец
  • Беззащитное существо
  • Белолобый
  • В овраге
  • Ванька Жуков
  • Вверх по лестнице
  • Вишневый сад
  • Гриша
  • Дама с собачкой
  • Детвора
  • Дом с мезонином
  • Драма на охоте
  • Душечка
  • Дуэль
  • Дядя Ваня
  • Жалобная книга
  • Злой мальчик
  • Злоумышленник
  • Иванов (пьеса)
  • Ионыч
  • Канитель
  • Каштанка
  • Крыжовник
  • Леший
  • Лошадиная фамилия
  • Мальчики
  • Маска
  • Медведь
  • Мужики
  • На мельнице
  • Налим
  • Невеста
  • О любви
  • Орден
  • Остров Сахалин
  • Палата номер 6
  • Пари
  • Переполох
  • Пересолил
  • Письмо к учёному соседу
  • Попрыгунья
  • Предложение
  • Радость
  • Размазня
  • Репетитор
  • Скрипка Ротшильда
  • Скучная история
  • Случай из практики
  • Смерть чиновника
  • Спать хочется
  • Степь
  • Страшная ночь
  • Студент
  • Счастье
  • Толстый и тонкий
  • Тоска
  • Три года
  • Три сестры
  • Унтер Пришибеев
  • Учитель словесности
  • Хамелеон
  • Хирургия
  • Цветы запоздалые
  • Чайка
  • Человек в футляре
  • Черный монах
  • Шведская спичка
  • Шуточка
  • Юбилей
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: