Мой дом – моя крепость: почему чеченцы так много строят
10.07.2022 23:58
- Дом
- История
- Строительство
- Традиции
- ЧР
Одним из главных предметов восхищения у туристов, приезжающих в Чеченскую Республику, является то, как красиво и современно выглядят даже самые маленькие населённые пункты региона, а Грозный по красоте даже сравнивают с Дубаем. Но больше, чем эстетикой, гости бывают поражены тем, что все это смогли отстроить за сравнительно небольшой срок. Самих же чеченцев данный факт никогда не удивлял. Строить быстро и качественно народ умел во все времена. Республика даже стала лидером по строительству жилья в России, заявил Глава ЧР Рамзан Кадыров на одном из мероприятий.
Факт того, что строительство и обустройство дома в республике занимает определенную экономическую и даже социальную нишу, не будет отрицать ни один житель ЧР. В регионе функционируют одни из самых крупных строительных баз в России, также предлагаются всевозможные рассрочки на покупку мебели, строительных материалов и прочих необходимых для строительства атрибутов. Недавно были открыты и заводы по производству стройматериалов. Естественно, наличие всего этого говорит о большом спросе.
Разобраться в том, как этот спрос появился и почему дом для чеченца — это нечто большее, чем просто жилье, журналист ИА «Грозный-информ» постарался вместе с ведущим научным сотрудником Академии наук ЧР, этнологом Залпой Берсановой и старшим научным сотрудником АН ЧР Сулейманом Демелхановым.
Мой дом – моя крепость
Выражение «Мой дом – моя крепость» как нельзя точно описывает отношение чеченца к своему жилищу. Даже исторически сложилось, что в давние времена жить чеченцы предпочитали в башнях, только в жилых.
Речь идет о самом главном символе чеченской культуры – боевой башне. В научной литературе прослеживается мнение о том, что боевые башни являются результатом эволюции жилых башен. В связи с этим можно утверждать, что дом для чеченца – это в первую очередь безопасная зона, поскольку там должна находиться его семья. А семья для нохчи (чеченец), как известно, имеет сакральное значение.
Конечно же, чеченцы жили не только в башнях, однако этот факт довольно красочно характеризует народ как этнос. Также исключительно сложная история народа повлияла на многие культурные особенности нохчи, в том числе на отношение к своему дому.
Большую часть своей истории народ Чечни жил в экстремальных условиях, которые вынуждали людей отстраивать свои дома по несколько раз. Жившие в горах чеченцы строили дома из камня, и назывались они сакли. Строили такие сакли из самана, их можно было возвести за неделю. К сожалению, делать так приходилось довольно часто, поскольку на селения то и дело нападали враги. На равнинах строили преимущественно турлучные дома, опрятные и светлые внутри.
Во время военной атаки на определенный населенный пункт женщин, детей и стариков отправляли в лес, чтобы они могли укрыться от врагов. Естественно, бои могли продолжаться не один день, поэтому им также приходилось «строить» себе приемлемое жилье за короткий срок. Когда же боевые действия заканчивались, от сел, как правило, ничего не оставалось и опять приходилось отстраивать свои дома. Таким образом стройка для чеченца была непрекращающимся процессом. Если раньше это было продиктовано сложными условиями жизни и частыми военными событиями, то сейчас «вечную стройку» можно объяснить тем, что народ, ведомый исторической памятью, старается прочно утвердиться на своей земле.
Одним из немаловажных факторов, влияющих на то, что чеченцам так важно иметь хороший прочный дом на своей родине, является и то, что на протяжении веков народ не раз отлучали от своей земли. Однако люди всегда возвращались назад. Сейчас, пережив военные действия, репрессии и другие лишения, чеченцы прилагают все усилия, чтобы укрепиться на родной земле навсегда.
«Однако в каких бы экстремальных условиях не оказывался народ, нохчи всегда старались соблюдать свой этикет. Потому что в понимании чеченца ничто не оправдывает несоблюдение своих адатов (обычаев). Когда, оказавшись в мирной обстановке, чеченцы вновь отстраивались, то делали это в соответствии со своими духовными понятиями и культурой», — рассказала ИА «Грозный-информ» ведущий научный сотрудник Академии наук ЧР, этнолог Залпа Берсанова.
Стоит обратить внимание на то, что в строительстве дома могли участвовать не только сами хозяева, но и близкие и дальние родственники, соседи, односельчане и так далее. Подобная практика до сих пор сохранилась среди чеченцев. Существует даже такой обычай – «белхи».
Обычаи и стройка
Чаще туристов поражает размах, с которым чеченцы строят свои дома. Надо отметить, что дом чеченец может строить и 10, и 20 лет. Практически всю жизнь. Сначала сам, потом в этом помогают дети, к делу также подключаются родственники и знакомые, которые могут оказать поддержку в том или ином строительном деле. Обычно на это тратятся не только годы, но и практически все финансы, которые можно выделить.
«Накануне военных действий, в 90-е годы мы проводили опрос. Даже данные этого исследования могут подтвердить, что первая статья расходов у чеченца — это жилье. И большой просторный дом для наших людей — это не просто желание жить в достатке. У нас же дома рассчитываются и на гостей, чтобы их можно было удобно разместить. Опять же неизвестно как разрастется семья, для них тоже место нужно предусмотреть», — отметила Залпа Берсанова.
Как было сказано ранее, дома чеченцы строили и строят в соответствии с этническими традициями народа. В частности, речь идет о строгих правилах взаимоотношений внутри семьи: невестка не может показаться перед родственниками мужа в неопрятном виде, нельзя ласкать своих детей перед старшими, муж и жена не должны демонстрировать свои отношения перед родителями и так далее. Все это должно строго соблюдаться, а для этого, в свою очередь, необходимы соответствующие материальные условия. В связи этим помещения делили на «женские» и «мужские» комнаты. Также предусматривали помещения, куда можно заселить женатого сына, который чаще всего первое время после женитьбы оставался с родителями.
Свои адаты чеченцы очень берегут, и подтверждение этому можно найти не только в частных постройках, но и на других общественных и городских объектах.
Отдельного внимания стоит и то, как чеченцы относятся к гостям. Чеченцы воспринимают любого гостя, как «подарок от Всевышнего», поэтому всегда рады и готовы его принять. Соответственно, в доме всегда должно быть место, где может переночевать гость.
«Дом – это место, где находится твоя семья. Жизнь и смерть человека также связаны с домом. Поэтому дом для чеченца — это то место, где можно достойно встретить все важные события жизни. Также нужно упомянуть, что дом – это лицо мужчины. Показатель того, состоялся этот человек или нет. Невозможно представить мужчину без своего дома», — отметил старший научный сотрудник Академии наук ЧР Сулейман Демелханов.
Важная особенность любого чеченского дома — он всегда возводится на очень прочном и надежном фундаменте, иногда уходящем на глубину в метр-другой. Фундамент усиливается металлическим каркасом – чтобы дом мог выдержать пару этажей. Также обязательно должен быть большой двор. Для проведения ловзара (празднества, свадьбы) или же зикра (обряда поклонения Аллаху).
Сулейман Демелханов подчеркнул, что раньше было принято строить жилой дом посередине участка, подальше от дороги и ворот. Войдя в ворота чеченского дома, вас первым делом встречал большой двор, и дальше, в глубине, находились жилые помещения. Делалось это для того, чтобы скрыть частную жизнь семьи от посторонних глаз. Несмотря на дух коллективизма, личную жизнь чеченцы охраняют довольно тщательно. А таким вот образом старались оградить от соседей возможные шумные разговоры или ссоры. К этому так же можно отнести и высокие заборы, которые должны скрывать от чужих глаз все, что происходит в семье. Многие по сей день строят свои дома с соблюдением этих нюансов.
В давние времена при строительстве важно было учитывать безопасность и надежность, возможность обороняться, если нападет враг. Кроме того, поблизости должны были располагаться сенокосы, вода, пахотная земля и пастбища. Чеченцы берегли землю и для строительства жилья выбирали места даже на скалах.
Учитывая все вышеперечисленное, можно утверждать, что дом для чеченца чуть большее, чем материальное. Само слово цӀа (дом), ц1е (огонь), ц1е (имя) имеют одно семантическое гнездо. Это отражает всю суть того, какое глубокое значение имеет для чеченца дом.
«Чеченцы — это народ с очень своеобразной исторической судьбой. Нет практически ни одного поколения чеченцев за последние несколько веков, которое не стало свидетелем войны, репрессий и других потрясений. Поэтому народу, пережившему столько сложностей, нужна какая-то опора в мире, что-то такое, куда можно было бы вложиться. Даже сегодня мы не можем твердо знать, что с нами будет завтра. Так что да, можно утверждать, что дом для нас — это та опора, тот капитал и будущее, которое мы оставляем для своих детей», — считает Сулейман Демелханов.
Эстетика дома
Эстетическая сторона для чеченца всегда имела ключевое значение. Признаком дурного тона считается показываться на людях в неопрятном виде. Одежда, как минимум, должна быть чистая, глаженая, волосы подстрижены. В культуре народа красота и ухоженность присутствует во всех аспектах. Даже сторожевые башни носили не только практический характер. Внешнему виду сооружения тоже уделялось немало внимания. Также и с домом. Какими бы сложными и трудными не были условия, чеченцы старались все, что их окружало, сделать красивым и аккуратным.
За эстетическую часть традиционно отвечала женщина. Как обустроить интерьер, облагородить прилегающую территорию и прочее — все, что касалось красоты, за это отвечала х1усамнана ( х1усам – дом, нана – мать). Так у чеченцев называют хозяйку дома, хозяина дома в свою очередь тоже называют х1усамда ( х1усам — дом, да – отец). Также порицалось, если хозяин дома пытался участвовать в делах хозяйки: давать советы, делать замечания или вовсе решать самому. Обязанности мужчины и женщины в быту у чеченцев строго регламентированы.
Сегодняшний мир дает возможность выбрать множество вариантов того, как можно украсить и облагородить дом. И надо сказать, что чеченцы пользуются этим выбором с завидным рвением. Всевозможные виды отделки, кованые ворота, навесы, разнообразие тротуарной плитки, новомодная мебель — все это можно встретить практически в каждом современном чеченском доме. Хозяйки стараются не отставать от трендов и обновлять интерьер. Все это приобрело размах сейчас. Но и в то время, когда из доступных материалов были только природный камень и краска, которую мог смыть первый же дождь, эстетическая красота все равно не теряла актуальности для хозяев.
В системе ценностей чеченцев многие вещи неразрывно связаны между собой. Поэтому дом — это лишь собирательный оплот всего, что имеет первостепенное значение для каждого чеченца. Это и любовь к семье, своей земле, уважение к гостям и соседям, стремление оставить после себя нечто материальное, то, что будут ценить спустя поколения. Учитывая все это, можно утверждать, что большой красивый дом для чеченца – это вовсе не тщеславие, а своего рода традиция.
Неби Элукуева
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА «Грозный-информ» обязательна.
Власти Чечни потребовали от живущих на территории бывшего Ауховского района вернуть дома жертвам депортации
Эту новость можно прочитать и на чеченском языке
Вернуть дома выселенным при сталинской депортации с территории Ауховского района потребовал председатель парламента Чечни Магомед Даудов. Об этом он заявил на траурной акции, посвященной депортации чеченцев и ингушей в 1944 году. По данным редакции Кавказ.Реалии, этот случай – один из первых, когда чеченские власти, ранее установившие в республике неофициальный запрет на проведение крупных мероприятий в этот день, открыто требуют вернуть жилища тех, кто подвергся выселению. Сейчас земли, входившие в состав Ауховского района, являются территорией Новолакского района Дагестана.
«Даже через 79 лет для некоторых наших братьев – чеченцев и ингушей – ссылка еще не закончена. Они до сих пор, в прямом смысле этого слова, находятся в ссылке. Я имею в виду наших братьев из бывшего Ауховского района, а также из Республики Ингушетия», – заявил чеченский чиновник.
Он призвал тех, кто живет в этих домах сейчас, «побояться бога» и сослался на федеральный закон «О реабилитации репрессированных народов», принятый в 1991 году.
Ауховская проблема ведет свой отсчет с депортации чеченцев 23 февраля 1944 года. Два населенных пункта, Калининаул (Юрт-Аух) и Ленинаул (Акташ-Аух), являются наиболее спорными в решении вопроса о восстановлении Ауха. Это – родовые села двух чеченских тейпов в Аухе – Аккхий и Пхарчкхой. В июле 1991 года Съезд народных депутатов республики принял решение о восстановлении района, однако оно оказалось невыполненным из-за несвоевременного и недостаточного финансирования переселения лакцев из этих мест.
В 2019 году между Чечней и Дагестаном произошел конфликт, связанный с границами между республиками. Сначала в социальных сетях появился видеоролик, сделанный жителем Кизляра, с новым указателем на трассе у выезда из города, обозначающий, что это чеченская территория. После этого толпа местных жителей снесла знак. Позднее знак восстановили, а в вопрос о демаркации границы между республиками вмешался Магомед Даудов.
Позднее, в 2021 году, несогласованный с местными властями конный поход чеченцев к могиле Байсангура Беноевского в Дагестане вызвал резонанс, на который были вынуждены отреагировать в Грозном. Министр информации республики Ахмед Дудаев назвал «манипуляцией» попытку выдать «обычную конную прогулку» за публичное мероприятие и опроверг ее связь с территориальными претензиями к Дагестану.
- В 2012 глава Чечни Рамзан Кадыров перенес День памяти и скорби жертв депортации на 10 мая, дату похорон своего отца. Этот шаг привел к неофициальному запрету на проведение в республике траурных мероприятий, посвященных депортированным. Ситуация начала меняться в 2018 году: тогда власти стали говорить о сооружении мемориала в селе Хайбах, на месте трагедии. Годом позже, в 2019-м, в Грозном заявили, что этот день останется «трагическим днем на многие поколения и века» и назвали его «вероломным преступлением сталинско-бериевской клики». В 2021 году чеченские власти впервые с 2012 года активно участвовали в памятных мероприятиях, связанных с днем депортации. В этом году Кадыров назвал депортацию вайнахов в 1944 году «ужасающим геноцидом», а Иосифа Сталина – «проклятым».
- 23 февраля 1944 года в СССР по приказу Иосифа Сталина вайнахские народы – чеченцы и ингуши – были отправлены в Среднюю Азию, будучи обвиненными в предательстве. В ходе операции «Чечевица» выселили более полумиллиона человек. Этот шаг в 2004 году Европейский парламент признал актом геноцида.
Чечни -дома, нацеленные на атаку боевиков Грозни
Опубликовано
Подпись изображений,
. BBC посетили некоторые из атакованных домов в деревне Yandi
Homes были установлены на огне после огня после огня после огня после огня. Лидер Чечни Рамзан Кадыров призвал к наказанию родственников боевиков-исламистов в ответ на смертоносное нападение на столицу Грозный.
Люди в масках обстреляли дома в деревне Янди через несколько дней после того, как повстанцы совершили ночное нападение на здание СМИ и школу.
В ходе рейда убиты четырнадцать полицейских и не менее девяти боевиков.
Исламистская группировка заявила, что мстит за нападения сил безопасности на женщин-мусульманок.
Противоречивый лидер Чечни подавляет деятельность повстанцев в южной части Российской республики с тех пор, как в начале века российские войска свергли там сепаратистское правительство.
После штурма Грозного 4 декабря, самого жестокого насилия в столице за некоторое время, Кадыров выделил семьи боевиков, заявив, что те, кто способствовал этому или не смог его остановить, будут «привлечены к суровой ответственности» .
Родители и соседи должны будут взять на себя ответственность за нападения, и наказание за них соответствует «нормам ислама», сказал он.
Image caption,
Согласно правозащитным группам, люди в масках подожгли здания изнутри
На месте: Олег Болдырев, BBC Russian.com, Чечня были сожжены дотла. Но они находятся под пристальным наблюдением.
Через пять минут после въезда во двор одного из сгоревших домов у ворот остановился бронированный джип с вооруженными людьми внутри. Наши документы были тщательно проверены.
Внутри дома мы нашли комнаты, почерневшие от огня. Вокруг валялись полусгоревшие мебель и одежда.
Мы поговорили с женщиной, владеющей одним из домов. По ее словам, ее сын ушел, чтобы присоединиться к повстанцам два года назад. Его имени не было в списке боевиков, напавших на Грозный 4 декабря, но тела нескольких боевиков до сих пор не опознаны.
История ее сына типична. По словам матери, его дважды задерживали, два раза судили и несколько раз пытали. Она считает, что это были причины, по которым он решил присоединиться к повстанцам.
Нет покоя чеченцам
Воспроизведение этого видео невозможно
Для воспроизведения этого видео необходимо включить JavaScript в вашем браузере.
Заголовок в СМИ,
На кадрах видно, как издательство горит после нападения боевиков
По данным правозащитной группы «Мемориал», разрушено шесть домов.
В поселке Янди, в часе езды от Грозного, сгорели четыре дома, по оценке правозащитных организаций, инцидент был похож на рейд. По их словам, люди в масках прибыли на дюжине автомобилей и подожгли здания изнутри.
Источник изображения, AP
Подпись к изображению,
Издательство было уничтожено в ходе боев на прошлой неделе
Активист Сергей Бабинец сообщил, что поступали сообщения о подобных инцидентах и в других чеченских городах. Amnesty International заявила, что наказание родственников является вопиющим нарушением международного права, и призвала Россию расследовать случившееся.
Издательство, в котором располагались офисы как чеченских, так и федеральных российских СМИ, было разрушено в результате боев, как и близлежащая школа, хотя детей в ней в то время не было.
Г-н Кадыров обвинил в нападении чеченского повстанца Аслана Бютукаева, соратника Доку Умарова, печально известного лидера повстанцев, который, как считается, был убит ранее в этом году.
Остались позади? Русская жизнь в Чечне
oDR
После многих лет насилия, перемещений и авторитарного мира, какова жизнь этнических русских в самом моноэтническом и моноконфессиональном районе России?
Екатерина Нерозникова
6 марта 2019 г., 9:24
Православное кладбище на одном из основных выездов из Грозного
|
(с) Екатерина Нерозникова. Все права защищены.
URL скопирован в буфер обмена
Русские — крупнейшее этническое меньшинство в Чеченской Республике, хотя по переписи 2010 года они составляют всего два процента населения. Рамзан Кадыров, лидер страны, называет республику «образцом межнационального и межконфессионального мира и согласия». Но что стоит за той радужной картинкой, которую рисуют официальные федеральные и чеченские СМИ?
Недавно я провел полгода в Чечне, где был в тесном контакте как с чеченской, так и с русской общинами. Однако ярлык «русский» применяется здесь ко всем, кто идентифицирует себя как таковой. Они могут быть этническими казаками, украинцами или армянами, но их объединяет религиозная принадлежность: все они являются частью Русской православной церкви.
Спасен крестом
По официальным данным, в 1979 г. более 30% населения Советской Чечни составляли русские. К 1989 цифра снизилась, хотя и ненамного – они по-прежнему составляли 25% населения. Однако в 2002 г. русские составляли менее четырех процентов жителей, а к 2010 г. Чечня теряла свое русское население быстрее, чем любая другая республика Северного Кавказа. По сути, это был моноэтнический член Российской Федерации.
Сообщения об этнических чистках появились при Джохаре Дудаеве (1991-1996). Олег Орлов, руководитель северокавказской программы правозащитного центра «Мемориал», рассказал мне, что и он, и уполномоченный по правам человека в России Сергей Ковалев были свидетелями травли русскоязычного населения Чечни.
Получите бесплатный информационный бюллетень oDR
Еженедельный обзор наших последних новостей о постсоветском мире.
Джохар Дудаев, первый Президент Чеченской Республики Ичкерия.
|
CC BY-SA 4.0 Дмитрий Бортко / Википедия. Некоторые права защищены.
«Мы столкнулись с беззаконием и возмутительными ситуациями, — сказал мне Орлов. «Бандитские банды нападали на русскоязычных, зная, что власти де-факто независимой Чеченской Республики Ичкерия их не тронут. Всю собранную информацию мы передали [тогдашнему президенту] Ельцину. Но в этом не было необходимости, потому что вскоре после этого разразилась война.
В начале 1990-х неэтническая чеченская часть населения начала массовый исход из республики, а те, кто не уехал, оказались зажаты между чеченскими боевиками, борющимися за независимость с одной стороны, и вооруженными силами России с другой .
Нередки были случаи, когда боевики угрожали жизни как местного русского, так и чеченского населения. Одна этническая русская женщина, которая до сих пор живет в столице Чечни Грозном, вспоминает, как часто слышала, как люди говорили: «Нам все равно, кто вы, вы тут все запутались с чеченцами».
Семья Люси была в похожей ситуации. Люся (имя изменено) вместе с братом и пожилой прикованной к постели матерью живут в маленьком ветхом доме. Люси приходится самой выполнять большую часть работы по дому и ухаживать за матерью: ее брат большую часть времени проводит в одиночестве, поглощенный чтением. Мне удалось поговорить с ним только один раз — он показал мне какие-то масонские символы, которые нашел на старых планах города.
До войны с Россией брат Люси был совершенно нормальным, но потом произошло то, что навсегда изменило его. Российские войска задержали в городе мужчин с бородой — в глазах солдат это было признаком возможной принадлежности к военизированным группировкам — и брата Люси взяли в плен. У него также была борода. Единственная причина, по которой его не расстреляли, как оказалось, заключалась в том, что он носил крест на шее. Ему все еще приходилось умолять мужчин посмотреть на него и увидеть, что он «один из них» и его не нужно убивать. Крест не обязательно спас вам жизнь в то время, но он сработал для него.
История со счастливым концом
Трудно сказать наверняка, чеченские боевики или местные жители преследовали русских. Известны случаи, когда боевики приносили одиноким русским женщинам муку и воду для выпечки хлеба и следили, чтобы никто из их товарищей-повстанцев никоим образом не обидел их.
Анна Павловна (имя изменено) много лет назад вышла на пенсию. Она переехала в Грозный со своим мужем, когда была молодой, работала на фабрике и пользовалась уважением среди местных как 19-летняя женщина.начались 90-е. Ее жизнь была нелегкой – и муж, и двое сыновей умерли молодыми. Теперь она посвящает свое время своему саду, где выращивает фрукты, вкусный виноград и массу цветов. И, как и большинство россиян, до сих пор живущих в Грозном, она убежденная прихожанка и даже посадила много цветов вокруг здания.
У этих историй счастливый конец. Ведь мы слышим только от тех, кто выжил. Мы не знаем, что случилось с теми, кто этого не сделал.
г. Во время Первой и Второй чеченских войн Анне Павловне несколько раз приходилось покидать свой дом и переезжать в г. Ставрополь, более 400 км к северо-западу; сосед-чеченец также взял ее на некоторое время к себе в деревню к своей семье. Но большую часть войны она оставалась в Грозном.
Однажды во время первого похода к ней в дом привели молодого русского солдата. Чеченцы нашли его в лесу – он оставил свой пост и скрывался. Как вспоминает Анна Павловна, он голодал, и в волосах его было полно вшей.
Мужчины привели русского к ней домой, чтобы спасти ему жизнь, хотя было неясно, кто конкретно его преследовал. Повстанцы могли убить его, но его собственная сторона могла осудить его за дезертирство. Парень прожил в доме Анны Павловны почти полгода, и все это время она и ее бывшие коллеги (завод уже закрылся) искали его семью, чтобы он мог вернуться домой. И в конце концов нашли, и за ним приехала мать, которая даже не знала, что ее сына отправили в Чечню.
Другая Анна (опять же не настоящее имя) живет в старом казачьем доме, таком старом, что он уже частично рухнул в землю, и внутри него пахнет умирающим домом, от которого она никак не может избавиться, сколько она все моет. Во время войны она была заперта в этих четырех стенах вместе со своей слепой и больной матерью: все соседние дома были заняты боевиками.
Казачий дом «Анна», Чечня.
|
(с) Екатерина Нерозникова. Все права защищены.
Как и многие гражданские, ее часто посещали повстанцы в поисках еды и питья. Однажды один из ее посетителей сел рядом с ней и положил руку ей на колено. Анна так испугалась, что не могла пошевелиться, но другие «гости» заметили и быстро вывели его из дома.
На следующий день боец, которого она раньше не видела, пришел к ней домой и спросил, не обижал ли ее кто-нибудь, и после того, как она рассказала ему о вчерашнем инциденте, он сказал: «Они не вернутся» . И действительно, наглого посетителя она больше никогда не видела.
У этих историй счастливый конец. Ведь мы слышим только от тех, кто выжил. Мы не знаем, что случилось с теми, кто этого не сделал. Есть, к сожалению, и другие истории, в которых русских грабили, избивали и выгоняли из собственных домов. Они опасаются рассказывать свои истории: страх, что кто-то узнает и придет их беспокоить, прочно завладел их сознанием.
Работа для «своих»
Большинство этнических русских, проживавших в Грозном до войны, работали на заводах и фабриках и в мирное время им было трудно устроиться на работу. У чеченцев была похожая проблема, но у них, по крайней мере, были родственные связи, на которые можно было опереться.
Поиск работы в Чечне полностью зависит от коррупции: большинство рабочих мест можно получить, только предложив деньги вперед и только по рекомендации того, кому доверяют на соответствующем рабочем месте. И дело не только в профессиональных должностях в образовании, медицине или юриспруденции: в Чечне за работу водителем скорой помощи нужно платить.
В основе всего здесь лежит клановая система: здравоохранение, образование, полиция и, конечно же, правительство. Похожая система действует и в других республиках Северного Кавказа, например, в Дагестане. Но из-за своеобразного этнического состава Чечни большинство должностей занимают чеченцы, которые, в свою очередь, находят работу для своих друзей и родственников, которые также являются чеченцами. После войны найти работу могли только те русские, которые сохранили хорошие отношения с чеченцами или вступили в брак с их семьями.
«Сначала нигде не мог найти работу. Я пробирался мимо, беря работу на стороне, убирая, даже ворочаясь. Но люди всегда помогали, и чеченцы больше, чем русские».
Несколько лет назад Лена переехала в Чечню. До этого она жила на украинском Донбассе: когда там вспыхнул конфликт, сразу попыталась обосноваться в России и принять российское гражданство. Она переехала в Саратов, но столкнулась с той же проблемой, что и многие другие беженцы – ей там было нечего. И все ее попытки получить российский паспорт не увенчались успехом.
«Случайно встретила в поезде чеченца, и он сказал мне ехать в Грозный, где проще найти работу и получить российское гражданство, — говорит она. «Он сказал, что идет много строительства, и мне даже могут предложить что-то. И в городе было много развития, поэтому я мог найти работу. В то время мне было нечего терять, поэтому я поехал».
Лена приехала в новую, глубоко коррумпированную Чечню: «Поначалу нигде не могла найти работу. Я пробирался мимо, беря работу на стороне, убирая, даже ворочаясь. Но люди всегда помогали, и чеченцы больше, чем русские».
Она пыталась устроиться уборщицей в больницу, но ей пришлось бы заплатить за эту честь 8000 рублей, а денег у нее не было. И платить должны все, независимо от их этнической принадлежности.
К счастью, Лена оказалась настойчивой и нашла себе комнату в общежитии за 1000 рублей в месяц. Не было ни кухни, ни комнатного туалета, но она принадлежала ей. И она должна скоро получить свой российский паспорт.
«Мне приходилось сталкиваться со всяким отношением ко мне — я ведь одинокая русская женщина», — посмеиваясь, говорит Лена. Были мужчины, которые хотели ее как любовницу, но она не могла заставить себя сделать это. «А с другой стороны говорили: «Одень хиджаб, стань мусульманкой, и мы найдем тебе мужа». Но и это было не для меня: я всегда была православной, это часть нашей русской культуры», — уверенно говорит она, хотя в сегодняшней Чечне принятие ислама значительно упростило бы ей жизнь.
Новый мир
За последние два десятилетия Чечня пережила процесс исламизации. Чеченцы, конечно, и раньше соблюдали свою религию, но именно в последние годы ислам стал во многом объединяющим фактором.
Русским, принявшим ислам, зачастую легче интегрироваться – они могут, например, жениться в чеченской семье, что дает им возможность использовать родственные связи для повышения своего социального статуса. Семейные узы — практически единственный действенный механизм как для продвижения по карьерной лестнице, так и просто для выживания в сегодняшней Чечне.
В квартире россиянки в Грозном
|
(с) Екатерина Нерозникова. Все права защищены.
Принятие ислама и одновременно чеченских традиций никоим образом не является обязательным. Определенное побуждение двигаться в сторону ислама, конечно, присутствует, но в целом люди «чеченятся» под влиянием своего окружения.
Со своим будущим мужем Настя познакомилась в начале 2000-х, когда работала над проблемой гибели мирных жителей во время вооруженных конфликтов в Чечне. Ей было чуть за 30, и она работала в правозащитном центре. Ее муж, чеченец, на 15 лет старше, юрист, познакомились они на круглом столе о Чечне.
Муж Насти никогда раньше не был женат, и женитьба на Насте явно была обдуманным и серьезным решением. Они отправились в московскую соборную мечеть на никах (свадебную церемонию). Настя не приняла ислам, но согласилась, как это принято, что любые дети от их брака будут воспитываться как мусульмане. Муж тогда отвез ее обратно в свою деревню и объявил свершившимся фактом: это моя жена, и она русская.
Вписаться в семью было нелегко. Настя не рассказывает об этом, но упоминает о том, что в один прекрасный момент ей с ребенком пришлось довольно надолго покинуть дом мужа.
Сейчас Настя живет в деревне, у них с мужем четверо детей. Она приняла ислам и носит хиджаб. И она проявляет качество, которое чеченцы очень ценят в женщине, – кротость. Единственная разница между ней и чеченкой в том, что она не говорит на этом языке. Она мне говорит, что ей сначала нужно выучить арабский, чтобы читать Коран, а уже потом учить чеченский. Она идеальная хозяйка – ее дом безупречен, образцовый чеченский дом. Даже провожая меня домой поздно ночью, она не просто проходит мимо забора, а останавливается, чтобы выдернуть сорняк. Ее семья говорит, что она замечательная жена.
Настя тоже считает, что все в ее жизни привело ее к одному – принятию ислама. Она много времени уделяет своему религиозному воспитанию, стараясь быть максимально наблюдательной. Я не знал ее в прошлом. Трудно представить, что когда-то она вела обычное светское существование.
Вход на Шелковскую. На этом плакате город отмечает 300-летие своего существования и благодарит Рамзана Кадырова за «цветущую страну».
|
(с) Екатерина Нерозникова. Все права защищены.
Настя рассказывает мне, что ислам не только успокоил ее душу и помог найти истинный путь в жизни, но и облегчил отношения с собственными детьми. Они, в отличие от нее, говорят на чеченском. А учитывая, что базовыми элементами чеченской национальной идентичности являются знание языка, соблюдение культурных кодексов, обычного права и религиозной принадлежности, т. е. ислама, то она и сейчас недалеко от чеченки. Чеченская этническая идентичность передается по мужской линии, поэтому, несмотря на то, что у нее русская мать, нет никаких сомнений в идентичности ее детей.
Чеченка редко выходит замуж за русского мужчину, но возможна, если мужчина примет ислам и будет говорить по-чеченски. Ситуация с женитьбой чеченца-мужчины на русской женщине проще: чеченские мужчины могут жениться как на мусульманке, так и на православной русской женщине. Главным вопросом является религиозная и этническая принадлежность детей от этого брака: они должны быть мусульманами и воспитываться в семье по отцовской линии. Дети от этих браков вообще не считают себя русскими.
На кладбище
Несколько крупных сел Чечни считаются властями казачьими поселениями. Мне удалось посетить две из них, Шелковскую и Наурскую.
В сентябре 2018 года Шелковская провела официальное торжество по случаю открытия нового РПЦ, и, по словам присутствовавших на нем, сам Кадыров прилетел со своим окружением на двух вертолетах. На открытие, приуроченное к 300-летию основания села, приехали православные верующие со всей Чечни и соседних с ней республик. И по официальным фото видно, что народу там было очень много.
Приехав в деревню через месяц после открытия, я обнаружил, что церковь закрыта, вокруг никого, кроме сторожа и кота. Сторож сказал мне, что здание было закрыто сразу после так называемой церемонии открытия, и никаких следов священника не было. Поиск местного казачьего населения привел меня к тому месту, где я, скорее всего, найду русские имена: кладбище.
Православное кладбище у Старопромысловского шоссе, г. Грозный.
|
(с) Екатерина Нерозникова. Все права защищены.
Здесь, у могилы молодого военнослужащего, я нашел семью: его мать, вдову и двоих детей. Рассказали мне, что дворы в станице практически не заняты казаками и что они там практически одни. Те казаки, которые не погибли в Первую войну в 1990-е годы, бежали из района, их заменили чеченцы из отдаленных населенных пунктов. «Здесь неплохо», — сказали мне. «Земля плоская, так что мы можем заниматься сельским хозяйством. В районе проживает много чеченцев, которые переехали в поисках заработка. В хорошие годы работы было много, а теперь можно и прокормиться. Так что чеченцы, у которых было образование, тоже уехали». Женщины не хотели говорить о том, почему люди умирали в 19-м веке.90-е — Шелковская и близко не участвовала в боевых действиях — и стала быстро уходить с кладбища.
На Шелковской есть одно необычное место — Русский культурный центр, который находится в крошечной комнате на первом этаже местного дома культуры. Здание старое и обветшавшее — по всему бывшему СССР разбросаны тысячи этих выведенных из эксплуатации объектов культуры. Он находится недалеко от центральной площади села, которая совершенно неинтересна, если не считать национальных флагов и фотографий Ахмада Кадырова, отца нынешнего лидера Чечни, и Владимира Путина. Иногда местные подростки собираются в Доме культуры, чтобы поиграть на гитарах: во время моего визита молодые люди сидели вдоль одной из стен здания и пели песни Тимура Муцураева, чеченского певца и автора песен, особенно известного своими композициями о войне и религии, некоторые из которых запрещены в России.
В самом культурном центре есть стол, несколько стульев и стеклянный шкаф с памятными грамотами и фотографиями. Хан-эли Хамаев, руководитель местного казачьего народного хора, рассказывает мне, что центр успешно работает уже много лет, и молодые музыканты регулярно гастролируют по республике.
Наурская — деревня похожая на Шелковскую, только церковь в ней старше и больше. Здание находится за высоким забором, который выходит на местный полицейский участок. Перед церковными воротами меня остановили сотрудники милиции, которые после непродолжительного разговора потребовали предъявить удостоверение личности и обыскали мою машину, заявив, что появление любых посторонних считается подозрительным «из соображений безопасности».
Перед православной церковью Святого Архангела Михаила, Грозный.
|
(с) Екатерина Нерозникова. Все права защищены.
В селе есть крохотный казачий клуб, которым руководит бойкая женщина лет 50 с короткой стрижкой. Здесь она создала мини-музей предметов, привезенных из частных домов. «Раньше это было хорошее место: мы смотрели фильмы и даже устраивали танцы. Но сейчас ничего не осталось — деревни все в плохом состоянии», — говорит она мне, пока мы идем по некогда красивой центральной аллее деревьев. Сейчас это выглядит очень грустно. За деревьями не ухаживают, на дорожке беспорядок: часть брусчатки исчезла, а остальные лежат в беспорядке. Большинство местных жителей — чеченцы, а все русские, которых вы встретите, вероятно, являются военными, прибывшими сюда по долгу службы. В казачий клуб приходят в основном их дети.
«Есть одна смелая девушка. В школе им сказали, что они должны носить хиджабы, но она отказалась, сославшись на то, что она русская», — рассказывает женщина. Вскоре мы натыкаемся на эту девушку; она идет по улице в джемпере, короткой куртке и узких джинсах, что было бы смело даже для Грозного.
В молодости
В доме Рамзана никогда не говорили на чеченском. Его мать, которая из соседней Ингушетии, говорит только по-русски, а отец тоже не очень хорошо говорит по-чеченски. Единственный человек, свободно владеющий чеченским, — это сам Рамзан.
Рамзану 21 год, его раннее детство прошло в Ингушетии, в лагере для беженцев. Он понятия не имеет о Грозном советских времен и о том, как там жили люди, но он знает, какие люди живут там сегодня. Разговоры среди молодежи, особенно парней, часто заканчиваются рассуждениями о том, какой ты хороший чеченец. И тут у Рамзана возникли проблемы: обе его бабушки были украинками; оба были православными христианами.
У него нет проблем с собственной идентичностью: он чеченец – это ясно и непоколебимо. Но он не может понять, почему молодые парни плохо относятся к русским девушкам, почему считают их легкими девками. Он часто пытался защитить молодых нечеченских женщин от друзей, желающих заняться с ними сексом, чего его товарищи просто не понимают.
Одна из бабушек Рамзана похоронена на центральном христианском кладбище Грозного, недалеко от старого консервного завода. Мы поехали туда вместе, чтобы посетить ее могилу. Однажды он пошел туда с другом, который отказался даже пройти через ворота – как мусульманин, он не может этого сделать.
Людей в Чечне сегодня засыпают мифами вокруг религии: запрет на посещение православного кладбища или церкви — лишь один из них. Религиозные обряды, такие как крестные ходы на Пасху, кажутся молодежи средневековой нелепостью, да и люди поколения их родителей тоже отвыкли.
Тем не менее, большинство взрослых нормально относятся к религии и традициям русских. Когда они были молодыми, Чечня не была моноэтнической республикой.
Почему русские поддерживают войну?
Спустя год после полномасштабного вторжения России в Украину опросы показывают, что более двух третей россиян по-прежнему поддерживают войну. Почему люди считают, что «спецоперация» была необходима? Как это возможно, что они не меняют своего мнения, даже когда знают о разрушительных военных преступлениях российской армии в Украине, о потерях и хаосе, которые армия терпит?
Наши эксперты-докладчики раскроют эти вопросы и ответят на ваши на этом мероприятии.