Кто крайний кто последний: «Крайний» или «последний»: эксперт СПбГУ о речевых суевериях и литературной норме

«Говорить „крайний“ вместо „последний“ — ужасно»

Фото: Бюро Марины Королёвой/»Российская газета»

Журналист и кандидат филологических наук Марина Королева в своей колонке на сайте «Российской газеты» поделилась с читателями мнением об употреблении прилагательного «крайний» вместо «последний»: «Всё, нет больше сил терпеть. Никакой самый опасный вирус не сравнится с этим прилагательным по скорости распространения. С ним еще можно было смириться, пока оно не покидало профессиональной среды, но сейчас, когда оно без боя берет торговые центры, крупные компании, офисы, я должна сказать о нем всё, что думаю. Так вот: говорить „крайний“ вместо „последний“ — ужасно! Безграмотно, неправильно, бескультурно».

Как утверждает Королева, против самого слова «крайний» она ничего не имеет: «Само по себе прилагательное „крайний“ ничем перед нами не провинилось. Крайний — находящийся на краю (крайний дом на улице). Крайний — синоним „последнего“ в таких выражениях, как „крайний срок“ или „в крайнем случае“. Крайний — очень сильный в проявлении чего-нибудь (крайние меры, крайняя необходимость)».

«Сегодняшняя ошибка может стать завтрашней нормой». Действительно ли русский язык стал хуже

Употребление прилагательного «крайний» в смысле «последний» повсеместно распространено. Говорит об этом не только Марина Королева, но и, например, пользователи портала The Question: «Почему говорят „не последний, а крайний“, что это, откуда?».

Один из наиболее исчерпывающих ответов на этот вопрос дал Георгий Панин: «Одно из специфических свойств современных носителей русского языка, людей, говорящих по-русски, — это склонность к эсхрофемизмам или суеверный страх перед эсхрофемизмами. Эсхрофемизм — это принудительное вчитывание подтекста в любое словесное сообщение и одновременное обращение к низкому, или неподцензурному, стилю речи. Оба приема естественным образом развиваются в среде, где господствуют цензура и доносительство. Сигнал, заставляющий за невинным словом слышать грубое, ругательное, матерное слово. Почему больше не говорят «я кончил школу»? Нет, «окончил школу», «закончил школу», да потому что этот глагол имеет, оказывается, непристойный подтекст, и вот как бы чего не подумали. Вот это и есть проявление эсхрофемизма. Боятся сказать «последний» или «крайний». Эсхрофемизм — это изнанка эвфемизма.

Сначала вместо запретного слова появится «блин», а потом придется запрещать глагол «блеять»

Эту пунктирно намеченную схему нужно все время помнить, чтобы не превратить нынешнее поколение школьников да и взрослых носителей языка в малограмотных неврастеников, для которых живая речь, чтение и письмо становятся передвижением по минному полю».

Марина Королева призывает читателей не примерять профессиональные суеверия на повседневную жизнь: «Грамота.ру цитирует „Большой словарь русского жаргона“ В. М. Мокиенко и Т. Г. Никитиной, где слово „крайний“ в значении „последний“ сопровождается пометами авиационное, космическое. Это можно понять: летчики, парашютисты, полярники опасаются говорить о последних полетах, прыжках, экспедициях. Слово „последний“ кажется им пугающим — последний, другого не будет… Понять можно — но перенимать?!».


грамотная речь — «Последний» или «крайний»?

Как правильно спросить, становясь в очередь: «кто последний?» или «кто крайний?»?

  • грамотная-речь
  • этикет






4

Вежливо будет спросить «кто последний?». Замена его на «кто крайний» произошла из-за профессиональных суеверий людей опасных профессий: летчиков, альпинистов и т. д. У них назвать кого-то «последним» считается дурной приметой.
Тем не менее, становясь в очередь, вежливее будет спросить «Кто последний?».






2

Хм-м. Возможно, «последний» и впрямь правильнее…
Зато «крайний» безопаснее. Лично знал человека, который после командировки за некстати, по его мнению, употребленное «последний» мог без дискуссий придать употребившему неравномерное ускорение, приложив силу к его массе. ..

@behemotus

  • Жизнь не сводится к лингвистике.
    Даже к социолингвистике.
    Существует выражение «Кто последний?». Достаточно широко употребляется. Существует синонимичное выражение «Кто крайний?», употребляется тоже достаточно часто.
    Можно на основании более или менее убедительной казуистики объявлять одно правильным, другое не очень.
    А можно принять во внимание, сколько в нашем обществе групп людей, для которых силою вещей употребление одного или другого стало социальным маркером (свой-чужой). МЧС, МВД, МО… На Северах «последний» вообще употребляется реже и осторожнее.
    Повторюсь, может, «последний» и правильнее.
    Но, учитывая сказанное, вряд ли вежливее.






3

Посмотрите здесь






1

Обсуждали как-то в очереди этот вопрос, пришли к выводу, что лучше спросить: «За кем я могу занять?»






3









Зарегистрируйтесь или войдите

Регистрация через Google

Регистрация через Facebook

Регистрация через почту

Отправить без регистрации

Почта

Необходима, но никому не показывается

Отправить без регистрации


Почта

Необходима, но никому не показывается




Нажимая на кнопку «Отправить ответ», вы соглашаетесь с нашими пользовательским соглашением, политикой конфиденциальности и политикой о куки


Что имел в виду Иисус, когда сказал, что первые будут последними, а последние первыми?

ГлавнаяМатериалыУказательКниги БиблииМатфей Первый последний последний первый

Вопрос

Ответ

Иисус сказал: «многие первые будут последними, и многие последние будут первыми» (Матфея 19:30) в контексте Его встречи с богатым молодым правителем (Матфея 19: 16–30). После того, как юноша отвернулся от Иисуса, не в силах расстаться со своим большим богатством (стих 22), ученики Иисуса спросили Господа, какую награду они получат на небе, поскольку они отказались от всего, чтобы следовать за Ним (стихи 27–30). . Иисус обещал им «во сто крат больше» плюс вечную жизнь (стих 29).). Затем Он сказал: «Но многие из первых будут последними, и многие из последних будут первыми» (стих 30).

Иисус повторил эту истину в Евангелии от Матфея 20:16 в конце притчи о работниках в винограднике, истории, предназначенной для иллюстрации того, что последние были первыми, а первые были последними. Что именно имел в виду Иисус, когда сказал: «Многие первые будут последними, и многие последние будут первыми»? Во-первых, мы должны исключить то, что Он имел в виду под , а не . Иисус не учил, что путь к небесам — это бедная жизнь в этом мире. Писание ясно говорит, что спасение по благодати через веру, а не по делам (Ефесянам 2:8–9). ) — и независимо от финансового положения. Кроме того, Иисус не учил автоматической смене ролей на небесах. Нет небесного закона, по которому бедные и угнетенные должны господствовать над богатыми и могущественными. Богатые не всегда последние на небесах, а бедные не всегда первые. Верующие, пользующиеся богатством и престижем на земле, не должны будут каким-то образом унижаться на небесах. Земной ранг не будет автоматически переводиться в обратный небесный ранг.

Когда Иисус сказал ученикам, что они будут щедро вознаграждены на небесах за то, что они пожертвовали на земле, Он противопоставил их жертву тому, что у богатого молодого правителя этого не было — молодой человек не хотел отказываться ни от чего ради Христа. саке (Матфея 19: 16–22). Бог, видящий сердце, вознаградит соответственно. Ученики являются примером тех, кто может быть первым, и они оказались бедными (но не их бедность делает их первыми на небесах). Богатый молодой правитель является примером тех, кто может быть последним, и он оказался богатым (но не его богатство сделало его последним).

Заявление Господа о том, что последние будут первыми, а первые последними, могло также иметь особое значение для Петра, который только что сказал о том, что «оставил все» (Мф. 19).:27). Возможно, Иисус усмотрел в заявлении Петра некоторую долю хвастовства — Петр был на грани того, чтобы стать духовно самодовольным — как и богатый молодой правитель, но по другой причине. Ответ Иисуса в стихе 30, возможно, был косвенным предупреждением Петру всегда находить достаточность во Христе, а не в собственной жертве. Ведь без любви даже самая большая жертва ничего не стоит (1 Коринфянам 13:3).

В главе, следующей за словами Иисуса о том, что первые будут последними, а последние первыми, Иисус рассказывает притчу (Матфея 20). История касается некоторых рабочих, которые жалуются, что другим, которые работали меньше, чем им, платили столько же. Другими словами, они считали свой собственный труд достойным вознаграждения, но считали труд своих товарищей менее достойным вознаграждения. Иисус заканчивает притчу словами: «Последние будут первыми, и первые последними» (Матфея 20:16). Самая прямая интерпретация, основанная на содержании притчи, состоит в том, что все верующие, как бы долго и усердно они ни трудились в этой жизни, получат одну и ту же основную награду: вечную жизнь. Разбойник на кресте (Луки 23:39).–43), чья жизнь служения ограничивалась моментом покаяния и исповедания веры во Христа, получил такую ​​же награду вечной жизни, как и Тимофей, годами служивший Богу. Конечно, Писание также учит, что на небе есть разные награды за разные служения, но окончательная награда вечной жизни будет дана всем поровну на основании Божьей благодати во Христе Иисусе.

Есть несколько способов, в которых верно утверждение «первые станут последними, а последние первыми». Есть те, кто первыми последовали за Христом во времени пока не первые в королевстве. Иуда Искариот был одним из первых учеников и удостоился чести быть казначеем группы, но его жадность привела к его гибели; Павел был последним из апостолов (1 Коринфянам 15:8–9), но при этом трудился больше всего (2 Коринфянам 11:23). Есть некоторые, кто был первым в привилегии , но не первым в королевстве. Согласно условиям Нового Завета, язычники имели равный доступ к Царству Небесному, хотя они и не служили Богу в Ветхом Завете. Евреи, которые долгое время трудились в Ветхом Завете, завидовали благодати, предоставленной языческим «пришельцам» (см. Римлянам 11:11). Есть те, кто первые в престиже и ранге , но может никогда не войти в королевство. Иисус сказал фарисеям, что презираемые ими грешники спасаются раньше их: «Истинно говорю вам, мытари и блудницы вперед вас входят в Царство Божие» (Матфея 21:31–32).

Иисус учит в Евангелии от Матфея 19:30: на небесах будет много сюрпризов. Небесная система ценностей сильно отличается от земной. Те, кого уважают и уважают в этом мире (например, богатый молодой правитель), могут осуждаться Богом. Верно и обратное: презираемые и отверженные в этом мире (как ученики) могут быть действительно вознаграждены Богом. Не увлекайтесь мирским способом ранжирования вещей; это слишком склонно к ошибкам. Те, кто первые по мнению других (или первые по своему собственному мнению!), возможно, удивятся, узнав, что в Судный день они будут последними в глазах Бога.

Вернуться к:

Разные библейские вопросы

Что имел в виду Иисус, когда сказал, что первые будут последними, а последние будут первыми?

Подпишитесь на

Вопрос недели

Получите наш Вопрос недели, доставленный прямо на ваш почтовый ящик!

Подписывайтесь на нас:

Какими были семь последних слов Иисуса Христа на кресте и что они означают?

ГлавнаяМатериалыИисус ХристосКрест и гроб пустой Семь высказываний Христа

Вопрос

Ответ

Семь утверждений, сделанных Иисусом Христом на кресте, были (не в каком-то определенном порядке):

(1) В Матфея 27:46 говорится, что около девятого часа Иисус возопил громким голосом, говоря: «Элои, Элои, лама савахтани?» что означает: «Боже мой, Боже мой, почему Ты оставил меня?» Здесь Иисус выражал Свои чувства покинутости, когда Бог возложил на Него грехи мира, и из-за этого Богу пришлось «отвернуться» от Иисуса. Когда Иисус чувствовал этот груз греха, Он переживал разлуку с Богом в единственный раз за всю вечность. Это также было исполнением пророческого утверждения в Псалме 22:1.

(2) «Отче! прости им, ибо не ведают, что творят» (Луки 23:34). Те, кто распял Иисуса, не осознавали всего масштаба того, что они делали, потому что они не признавали Его Мессией. Хотя их неведение о божественной истине не означает, что они заслуживают прощения, молитва Христа среди их насмешек над Ним является выражением безграничного сострадания божественной благодати.

(3) «Истинно говорю тебе, ныне будешь со Мною в раю» (Луки 23:43). В этом отрывке Иисус уверяет одного из преступников на кресте, что, когда он умрет, он будет с Иисусом на небе Это было даровано, потому что даже в час своей смерти преступник выразил свою веру в Иисуса, признав Его таким, какой Он есть (Луки 23:42) 9.0003

(4) «Отче! в руки Твои предаю дух мой» (Луки 23:46). Здесь Иисус добровольно отдает Свою душу в руки Отца, показывая тем самым, что Он был близок к смерти — и что Бог принял Его жертву. Он «предал Себя непорочным Богу» (Евреям 9:14).

(5) «Дорогая женщина, вот твой сын!» и «Вот твоя мать!» Когда Иисус увидел Свою мать, стоящую у креста с апостолом Иоанном, которого Он любил, Он передал заботу Своей матери в руки Иоанна. И с того часа Иоанн взял ее в свой дом (Иоанна 19:26-27). В этом стихе Иисус, всегда сострадательный Сын, заботится о Его земной матери после Его смерти.

(6) «Жажду» (Иоанна 19:28). Здесь Иисус исполнил мессианское пророчество из Псалма 69:21: «Они добавили желчь в пищу мою и дали мне уксус, утоляющий жажду мою». Сказав, что Он жаждет, Он побудил римских стражников дать Ему уксус, как это было принято при распятии, тем самым исполнив пророчество.

(7) «Готово!» (Иоанна 19:30). Последние слова Иисуса означали, что Его страдания закончились, и вся работа, которую поручил Ему Отец, а именно: проповедовать Евангелие, творить чудеса и обрести вечное спасение для Своего народа, была проделана, завершена, исполнена. Долг греха был уплачен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *