Опыт с медным купоросом и водой: 31 домашний опыт для детей и родителей: медный купорос и другие странные штуки не потребуются

Опыт №7, 8, 9. Три опыта аспирином: железный и медный купорос и лава-лампа

для детей | опыты | химия | эксперименты

АвторТатьяна Пироженко

Аспирин знаком всем. Мы принимаем его при температуре или если разболится зуб или голова.

Действующее вещество аспирина – ацетилсалициловая кислота. Это сложный эфир салициловой кислоты и уксусной кислоты.

Поэтому при химических опытах аспирин будет окрашивать лакмусовую бумажку (как все кислоты) в красный цвет. И с ним можно проводить такие же опыты, как с любой кислотой.

Мы в этот раз поиграли с аспирином и купоросами. Медным и железным.

Оба можно купить в садоводческом отделе как удобрения. Но осторожнее – не оставляйте детей без присмотра с этими веществами. Все-таки, они оба яд!

И при этом оба могут покрасить аспирин: медный купорос даст аспирину зеленый или синий цвет, железный купорос даст фиолетовый.

А еще шипучие таблетки быстрорастворимого аспирина (аспирин-упса) производят такой же эффект лава-лампы, как и фурацилин. Помните Опыт№2 нашей серии “Химические опыты с лекарствами“?

Так что сегодня вас ждет целых три опыта!

Описания читайте дальше и экспериментируйте сами!

Начнем с цветных химических опытов.
И проверим реакцию аспирина на медный и железный купоросы!

Для этого приготовим несколько растворов – аспирина, медного купороса и железного купороса.

А теперь приступаем непосредственно к опытам!

Опыт 7. Аспирин и медный купорос

Понадобится:

  • 1 табл. ацетилсалициловой кислоты (аспирина) – раствор из нее, приготовленный как сказано выше
  • раствор медного купороса (приготовленный как сказано выше)
  • чистый стакан

Ход эксперимента:

1. Налейте в 0,5 стакана воду. Раздавите в ложке таблетку аспирина. Насыпьте в воду и перемешайте до растворения

2. В чистый стакан налейте половину этого раствора.

3. Добавьте в него медный купорос (надо нагреть? Но мы обошлись без нагревания)

Результат: Раствор в стакане из голубого станет зеленым (у нас он почему-то стал синим – видно, в таблетке аспирина много других добавок).

Эта реакция является качественной для  аспирина. То есть наличие аспирина можно проверять по окрашиванию медного купороса.

Кстати, оставшийся медный купорос не выливайте – его можно использовать и в других опытах. Например, в нем прекрасно растут кристаллы на нитке!

Или вот реакция с железным гвоздем тоже зрелищная – видите, во что он превратился через неделю?
Произошла реакция замещения меди железом! Медь из раствора превратилась в кристаллики железа – раствор обесцветился, а гвоздь покрыли кристаллики химически чистой меди красно-бурого цвета.

Опыт 8. Аспирин и железный купорос 

Понадобится:

  • раствор ацетилсалициловой кислоты (аспирина) – как приготовить, сказано выше
  • железный купорос – 1 ч. л. (продается как удобрение, не путать с медным купоросом!)
    Нужно сделать раствор как сказано выше.
  • чистый стакан

Ход эксперимента:

1. Налейте в 0,5 стакана воду. Насыпьте в него железный купорос, перемешайте.

2. Добавьте в него раствор аспирина.

Результат: Раствор в стакане из бледно-желтого станет фиолетовым

А теперь возьмем таблетку шипучего аспирина и сделаем опыт уже с ней.

Опыт 9. Лава-лампа из таблетки шипучего аспирина 

Понадобится:

  • Подкрашенная вода – 0,5 стакана.
    Главное, чтобы был красивый насыщенный цвет. Подойдет любой сок без мякоти, либо раствор синьки, либо зеленки, либо марганцовки. Можно просто покрасить воду акварелью или гуашью.
  • Растительное масло примерно 0,5 стакана
  • 0,5 таблетки упсарин-упса
  • Высокий стакан или бокал

Ход эксперимента:

  1. Налейте цветную воду в стакан.
  2. Аккуратно долейте туда растительное масло. Оно легче воды и всплывет в верхний слой.
  3. А потом бросьте в стакан таблетку и следите за шипучей реакцией!
    Реакция будет идти минуту-две, пока вся таблетка аспирина не растворится.
    Но если бросить вторую половинку таблетки – все повторится сначала!

Результат

Пузырьки углекислого газа, выделяющиеся из таблетки, будут всплывать в масле, увлекая за собой цветную жидкость. Получается очень красиво и залипательно: как подводный вулкан!

Вот тут видео с моего канала на Ютьюб

Еще больше простых химических опытов для детей с обычными лекарствами из аптечки в найдете в заглавном посте серии “Химические опыты и эксперименты с лекарствами“.

А вот здесь можно найти Цветные опыты по химии (получаем разноцветные жидкости в результате химических реакций), “Волшебное зелье” (опыты по смешению жидкостей разного цвета и плотности) и Цветной огонь (химические опыты с окрашиванием пламени)

Ставим опыт: горячая радуга | Вокруг Света

Цвет пламени зависит от того, какие вещества горят. Эта связь настолько заметна, что химики иногда прибегают к «огненному тесту» для обнаружения тех или иных элементов. Калий проявится фиолетово-пурпурными язычками, магний — яркими белыми вспышками. Разноцветную огненную радугу можно устроить и дома. Главное при этом — не забыть о технике безопасности.

Щепотка медного купороса, внесенная в пламя горелки, окрашивает огонь в зеленый цвет. Химики используют для этого тонкую проволоку, иногда даже из платины, которая достаточно инертна и устойчива к нагреванию

Нам понадобится

  • Этанол, изопропанол или другой спирт, зажигалка или спички.

  • Небольшая термостойкая посуда, желательно керамическая.

  • Поваренная соль, мел, медный купорос, борная кислота и карбонат лития из аптеки — на выбор.

Что происходит

1. Основа композиции

Прежде всего нам понадобится бесцветное, неокрашенное пламя. Его дают спирты, включая обычный медицинский или изопропиловый, который продается в качестве растворителя. Налейте небольшое количество в глубокую керамическую емкость — старая бабушкина ступка подойдет прекрасно — или в донышко, отрезанное от алюминиевой банки из-под газировки. Поджигайте осторожно.

2. Три цвета

Пламя горящего этанола прозрачно и практически невидимо. Мы раскрасили его в яркий красный литием, в желтый — натрием и в зеленый — бором. Для этого в керамические емкости со спиртом добавляли немного поваренной соли, карбоната лития или борной кислоты, которые можно купить в аптеке.

3. Расширенная палитра

Соблюдая необходимую осторожность, вы можете поэкспериментировать с другими бытовыми веществами: некоторые из них тоже создают пламя ярких и необычных цветов. Содержащийся в меле кальций горит оранжевым, а медный купорос, хорошо знакомый садовникам и растениеводам, — зеленым.

Техника безопасности

Домашние эксперименты с огнем — дело рискованное, поэтому не позволяйте детям проводить их самостоятельно. Работайте за чистым столом из невоспламеняющегося материала. Добавляйте вещества осторожно, небольшими порциями. Держите емкость с горючим подальше от открытого огня, а кастрюлю с водой — поближе, под рукой. Как говорится, на всякий пожарный случай.

Фото: SPL (X3) / LEGION-MEDIA, ISTOCK (X2)

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 2, февраль 2019

Дмитрий Кустов


Теги

  • наука

Сегодня читают

Тест: выберите позу, в которой сидите, и узнайте интересный факт о вашем характере

Тест: посмотрите на свои ноги, а мы расскажем то, что вы не знали о себе

Тест на тип личности: просто скажите, кто самый глупый на этой картинке

Волк притаился и собирается съесть всех овец, найдите его, чтобы спасти животных

Тест на тип личности: сожмите кулак, а мы расскажем о скрытых сторонах вашего характера

Восстановление воды из раствора сульфата меди(II) | Эксперимент

Попробуйте выполнить это практическое задание, чтобы познакомить учащихся с водными растворами с помощью простой перегонки

В этом эксперименте учащиеся используют основное оборудование для выпаривания и конденсации воды из раствора сульфата меди(II).

Это простое введение в водные растворы. Вода является растворителем, и только вода отгоняется при кипячении раствора. Можно использовать и другие цветные решения — чернила были традиционными, но немногие учащиеся по-прежнему будут использовать чернильные ручки, и меньшее количество будет знать о «бутылках с чернилами».

Прибор может быть довольно сложным для установки студентами на раннем этапе их химической карьеры. Студентам рекомендуется снабдить колбы трубками для доставки. Зажимной аппарат также должен быть заранее установлен для студентов, если есть сомнения в их способности сделать это правильно.

Учащиеся должны стоять во время выполнения практической работы.

Можно сконденсировать больше воды, если поставить стакан с водой вокруг собирающей трубки. Это приводит к мысли о водяном конденсаторе как о более эффективном способе сбора воды — см. эту процедуру, демонстрирующую, как извлекать чистую воду из раствора с помощью водяного конденсатора.

Эксперимент займет около 20 минут.

Оборудование

Аппарат

  • Защита глаз
  • Коническая колба, 100 см 3
  • Пробка или пробка с отверстием для нагнетательной трубки, подходящей для колбы (см. схему ниже)
  • Отрезки стеклянных трубок, изогнутые, как показано на схеме
  • Резиновая соединительная трубка
  • Стойка и два зажима
  • Штатив и марля
  • Горелка Бунзена
  • Термостойкий мат
  • Пробирка
  • Мерный цилиндр, 25 см 3

Химикаты

  • Раствор сульфата меди(VI), около 0,5 М, 20 см 3  на группу

Примечания по охране труда и технике безопасности

  • Прочтите наше стандартное руководство по охране труда и технике безопасности.
  • Всегда используйте защитные очки.
  • Раствор сульфата меди(II), CuSO 4 (водн.) – см. карточку опасности CLEAPSS HC027c и книгу рецептов RB031.
  • Раствор, оставшийся в колбе, следует повторно использовать путем разбавления после эксперимента (точная концентрация не важна, но обратите внимание, что растворы с концентрацией более 1 моль дм –3 должны быть помечены как ВРЕДНЫЕ).

Процедура

Источник: Королевское химическое общество

Аппарат, необходимый для выпаривания и конденсации воды из раствора сульфата меди(II)

  1. Установите горелку Бунзена на основание подставки, помещенной на термостойкий коврик.
  2. Поместите штатив и марлю над горелкой.
  3. Зажмите колбу и пробирку, как показано на схеме.
  4. Соберите 20 см 3  раствора сульфата меди и поместите его в колбу.
  5. Зафиксируйте трубку в положении, как показано на схеме.
  6. Зажгите бунзеновскую свечу и осторожно нагрейте колбу на маленьком пламени. Не нагревать до сухости.
  7. Вода должна переливаться в сборную трубку.

Учебные заметки

На данном этапе можно предположить, что собранная бесцветная жидкость является водой. Главное, чтобы он не был синим. Можно обнаружить потемнение исходного раствора, показывающее, что он становится более концентрированным.

Дополнительная информация

Это ресурс проекта «Практическая химия», разработанного Фондом Наффилда и Королевским химическим обществом. Эта коллекция из более чем 200 практических заданий демонстрирует широкий спектр химических концепций и процессов. Каждое задание содержит исчерпывающую информацию для учителей и техников, включая полные технические примечания и пошаговые инструкции. Практические занятия по химии сопровождают практические занятия по физике и практической биологии.

© Фонд Наффилда и Королевское химическое общество. Эксперимент

В этом эксперименте кристаллизационная вода удаляется из гидратированного синего сульфата меди(II). После охлаждения образовавшийся безводный сульфат меди (II) регидратируют той же водой

Учащиеся удаляют кристаллизационную воду из гидратированного сульфата меди (II) путем нагревания. Конденсация пара, произведенного во второй пробирке, собирает воду. Затем белый безводный сульфат меди (II) регидратируют, и возвращается синяя окраска.

Этот эксперимент может быть проведен учащимися в парах. Должно пройти не более 30–40 минут.

Оборудование

Аппарат

  • Защита глаз
  • Пробирки x2
  • Подающая трубка (прямоугольная)
  • Стакан, 250 см 3
  • Горелка Бунзена
  • Зажим и подставка

Химические вещества

  • Медь(II) сульфат(VI)–5–вода (порошок), (ВРЕДЕН, ОПАСЕН ДЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ), около 5 г

Примечания по охране труда и технике безопасности

  • Ознакомьтесь с нашим стандартным руководством по охране труда и технике безопасности
  • Используйте защитные очки.
  • Сульфат меди(II)(VI)-5-вода, CuSO 4 .5H 2 O(s), (ВРЕДЕН, ОПАСЕН ДЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ) – см. CLEAPSS Hazcard HC027c.

Процедура

Источник: Королевское химическое общество сульфат меди(II) в пробирке. Убедитесь, что трубка зажата рядом с пробкой, как показано на рисунке.

  • Нагрейте синий сульфат меди(II), пока он не станет белым. Время от времени перемещайте пламя по длине пробирки (избегая зажима), чтобы вода не конденсировалась на более холодных участках и не стекала на горячее твердое вещество, что может привести к растрескиванию пробирки. Не нагревайте слишком сильно и не допускайте потемнения белого цвета, так как сульфат меди может разлагаться с образованием токсичных оксидов серы.
  • Действуйте быстро, чтобы предотвратить обратное всасывание, если уровень воды, собирающейся в пробирке, достигает конца подающей трубки. Поднимите штатив с зажимом так, чтобы трубка подачи не касалась воды в пробирке.
  • Дайте безводному сульфату меди(II) остыть до комнатной температуры.
  • Держа пробирку с безводным сульфатом меди(II) в одной руке, очень медленно налейте собранную воду на белый порошок. Какие наблюдения вы можете сделать?
  • Запишите все наблюдения, сделанные во время процесса нагревания и когда вода снова выливалась на безводный сульфат меди(II).
  • Учебные заметки

    Перед началом эксперимента убедитесь, что учащиеся зажали пробирку на конце, ближайшем к пробке, иначе они будут нагревать и зажим, и пробирку.

    Предупреждать и следить за обратным всасыванием. Продемонстрируйте, как поднять всю стойку зажима и устройство.

    Проводится следующая реакция:

    CuSO 4 .5H 2 O(s) (бледно-голубое твердое вещество) ⇌ CuSO 4 (s) («грязное» белое твердое вещество) + 5H 2 O(l O(т.е.) )

    Учащиеся должны наблюдать за изменением цвета с бледно-голубого на белый и обратно на синий при добавлении воды. Изменение цвета при добавлении воды к безводному сульфату меди (II) использовалось как тест на наличие воды в жидкости.

    Более наблюдательные должны заметить, что добавление воды к безводному сульфату меди(II) является экзотермическим процессом, так как трубка заметно нагревается, если воду добавлять очень медленно. Следовательно, они должны заключить, что при эндотермическом термическом разложении поглощается такое же количество энергии.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *