Что такое программа «Здравствуй» М.Л. Лазарева
«Здравствуй» — это оздоровительно-развивающая программа для детей 3-7 лет, разработанная доктором медицинских наук М.Л. Лазаревым. Ее основная цель — помочь педагогам и родителям организовать эффективную оздоровительную работу с дошкольниками в процессе их ежедневной деятельности.
Программа основана на современных научных подходах к воспитанию детей и соответствует существующим образовательным стандартам. Она направлена на формирование у детей мотивации к здоровому образу жизни и выработку соответствующих поведенческих навыков.
Ключевые особенности программы «Здравствуй»
Программа Лазарева имеет ряд важных отличительных черт:
- Комплексный подход, сочетающий оздоровительные и познавательные элементы
- Использование сказочных образов и музыки как основы для оздоровительной работы
- Формирование у детей эмоционально-музыкальной доминанты (ЭМД)
- Применение метода музыкальной психорегуляции дыхания
- Проведение регулярных Детских Игр Здоровья — Здравиад
- Активное вовлечение родителей и сотрудников детского сада
Как работает метод музыкальной психорегуляции дыхания
Одним из ключевых элементов программы является метод музыкальной психорегуляции дыхания. Он предполагает проведение постоянного дозированного эмоционально-дыхательно-двигательного тренинга в течение всего года.
Для этого используются специально написанные песни на тематическом материале уроков здоровья. Каждая песня представляет собой цветоинтонационную гимнастику, которая выполняется с помощью сольфеджирования по особому нотному стану с цветными нотками.
Роль музыки в программе «Здравствуй»
Музыка играет центральную роль в программе Лазарева, являясь не дополнительным материалом, а интегральной основой всего курса. Это позволяет организовать эффективный межфункциональный тренинг организма ребенка.
Работа по оздоровлению ведется в первую очередь с помощью музыки путем формирования у детей эмоционально-музыкальной доминанты (ЭМД). ЭМД представляет собой сложную систему восприятия ребенком окружающего мира и самого себя через музыкальные образы.
Проведение Детских Игр Здоровья — Здравиад
Важным элементом программы является проведение ежегодных Детских Игр Здоровья — Здравиад. Это своеобразное детское неолимпийское движение, разработанное М.Л. Лазаревым.
Здравиады позволяют сформировать у детей социальную мотивацию здоровья через участие в увлекательных соревнованиях и играх. Они помогают закрепить полученные в течение года знания и навыки здорового образа жизни.
Вовлечение родителей и сотрудников детского сада
Реализация программы «Здравствуй» предполагает активное участие не только педагогов, но и родителей, а также всех сотрудников детского учреждения. Это позволяет создать единую здоровьесберегающую среду вокруг ребенка.
Родители получают рекомендации по организации оздоровительной работы дома, участвуют в совместных мероприятиях. Сотрудники детского сада проходят обучение и внедряют элементы программы в свою повседневную работу с детьми.
Преимущества использования программы «Здравствуй»
Внедрение программы Лазарева в работу дошкольных учреждений дает ряд важных преимуществ:
- Комплексное укрепление здоровья детей
- Формирование осознанной мотивации к здоровому образу жизни
- Развитие музыкальных и творческих способностей
- Улучшение эмоционального состояния дошкольников
- Активизация познавательных процессов
- Сплочение детского коллектива
- Повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах оздоровления
Как внедрить программу «Здравствуй» в детском саду
Для успешного внедрения программы Лазарева в дошкольном учреждении необходимо:
- Обучить педагогов основам программы и методике ее реализации
- Приобрести необходимые методические материалы и оборудование
- Провести информационную работу с родителями
- Включить элементы программы в режим дня и образовательный процесс
- Организовать регулярное проведение уроков здоровья
- Внедрить систему Здравиад
- Обеспечить взаимодействие с семьями воспитанников
Комплексное использование всех компонентов программы «Здравствуй» позволяет эффективно решать задачи оздоровления и развития дошкольников, формируя у них осознанное отношение к своему здоровью.